Привет всем читателям нашего сайта и поклонникам компьютерных игр. Мы продолжаем обзор популярных проектов игровой индустрии и сегодня решили привлечь ваше внимание к самой масштабной и одновременно самой скандальной части известной и популярной во всем мире серии Grand Theft Auto. После безумного успеха Grand Theft Auto: Vice City в 2002 году, сотрудники британской студии Rockstar North начали работу над своим новым проектом, разработка которого заняла более двадцати четырех месяцев.
Конечно, за это время на просторах Интернета постоянно здесь и там появлялись ничем не подтвержденные слухи о том, что новая игра серии активно разрабатывается студией, но представители корпорации Rockstar Games, как всегда, держали все в строгом секрете, оставляя без комментариев так называемые внезапные информационные сенсации. Атмосфера тишины была развеяна только двенадцатого мая 2004 года, когда представители студии опубликовали на собственном сайте несколько скриншотов своей будущей новинки вместе с некоторыми подробностями о сюжете и главном герое.
Уже буквально три месяца спустя широкой публике был представлен официальный трейлер игры вместе с ориентировочной датой релиза. Фанаты серии были в восторге от таких новостей и с нетерпением ждали релиза игры. Каким же в итоге вышло новое творение корпорации Rockstar Games? На этот вопрос мы сейчас и постараемся дать максимально развернутый и аргументированный ответ. Не будем больше затягивать поступление, как говорится, устраивайтесь поудобнее и берите с собой что-нибудь вкусненькое, ведь мы начинаем наш обзор.
Сюжетная завязка
Дамы и господа, встречайте нашего сегодняшнего гостя Grand Theft Auto: San Andreas – это компьютерная игра в жанре Action-adventure, Third-person shooter разработанная британской студией Rockstar North и изданная при поддержке американской корпорации Take-Two Interactive двадцать шестого октября 2004 года на PlayStation 2. Релиз версии для персональных компьютеров и консоли Xbox пришлось ждать целых восемь месяцев, вплоть до седьмого июня 2005 года. Сюжетные события игры разворачиваются в штате San Andreas, а главным героем является двадцати четырехлетний афроамериканец — Carl Johnson больше известен среди других участников уличной банды «Grove Street Families» по прозвищу «CJ».
Еще с юных лет его окружали только бедные районы города Los Santos и связанная с ними криминальная среда. Вызывающие ограбления прохожих, кражи автомобилей, нелегальная торговля оружием, наркотики, убийства и стычки с другими уличными бандами – «Ballas», «Vagos» и «Aztecas» были чуть ли не повседневной частью жизни молодого Карла, а также его двух родных братьев – Шона aka «Sweet» и Брайана Джонсонов. Этот образ жизни продолжался вплоть до того момента, когда CJ потерял младшего брата.
На фоне этих трагических событий и еще по некоторым причинам главный герой решил покинуть собственный дом и начать все с чистого листа в Liberty City, что ему удалось сделать, найдя работу у дона итальянской мафии — Salvatore Leone. И хотя его новая жизнь не сильно отличалась от того, чем ему приходилось заниматься раньше, Карла на долгие пять лет перестали интересовать судьба его родных и уличной банды, он жил в собственном удовольствии, зарабатывая достаточно денег и ни о чем не беспокоясь.
Возможно, все продолжалось и дальше в таком ритме, но однажды в 1992 году все прервал короткий телефонный звонок с печальным известием. Sweet сообщил CJ, что в результате атаки другой уличной банды не стало ближайшего для него человека: «It’s Momma… She’s dead, bro». Протагонист быстро упаковал чемодан и прилетел в Лос Сантос первым рейсом, но не успел, выйти из терминала аэропорта и взять такси, как по дороге домой его встретили не родной брат и сестра, а патруль подразделения специального назначения CRASH (Community Resources Against Street Hoodlums), возглавляемый офицером LSPD – Фрэнком Тэнпэнни прекрасно сыгран Сэмюэлем Л. Джексоном.
На только что прибывшего Карла сразу вешают подозрения в гибели офицера полиции, оставляют все средства и оставляют одного на территории вражеской уличной банды – добро пожаловать в Лос Сантос.
Особенности геймплея
Такова сюжетная завязка игры, а дальше мы традиционно переходим к обзору геймплейных и технических особенностей данного игрового проекта. С технической точки зрения Grand Theft Auto: San Andreas не сильно отличалась от предыдущей части серии – Grand Theft Auto: Vice City. Разработчиками и дальше за основу использовался проверенный временем игровой движок – RenderWare.
Эту старую лошадку технологические специалисты Rockstar North постарались разогнать на максимум, учитывая особенности данной части серии. Также им удалось неплохо доработать физику поведения транспортных средств, за счет чего большинство из представленных авто в игре ощущалось действительно разными и уникальными.
Детализация моделей и общий уровень графики в игре также были на высоте, как на 2004 год. С геймплейной точки зрения, новая GTA стала настоящим гигантским шагом вперед. Авторы добавили в свое новое творение RPG-элементы, игрокам приходилось следить за огромным количеством характеристик главного героя, влияющих тем или иным образом на геймплей.
Вниманию следует отнести следующие вещи: объем легких, максимальный уровень здоровья, мышечная масса, величина жировой прокладки и общая выносливость, но и это еще не все. Кроме перечисленных персональных характеристик протагониста на первый план выходили его умение пользоваться разными видами оружия, а также навыки вождения и пилотирования разными видами транспорта. Первые можно было довольно быстро улучшить, сходив на стрельбище магазинов «Ammu-Nation».
Для вторых приходилось ездить чуть ли не по всему штату, проходя ряд курсов в соответствующих школах. Раз мы уже начали говорить о железных конях, то уделим внимание небольшому новшеству, а именно полноценному тюнингу автомобилей. Конечно перерабатывать разрешалось не каждый из представленных в игре авто и у большинства игроков они сохранялись как бесценная реликвия в персональном гараже в финал игры. Несмотря на этот факт, такая мелкая механика еще больше разнообразила игровой процесс.
Еще одним масштабным новшеством данной части серии стало появление полноценной визуальной кастомизации протагониста. Если у Grand Theft Auto III Клод вообще не имел возможности сменить одежду, у Grand Theft Auto: Vice City в Томме было всего двенадцать разных костюмов, то Карла ждет целая огромная сеть магазинов «Binco», «Sub Urban», «ProLaps», «Zip», «Victim» и «Didier Sachs» с десятками, если не сотнями вариантов нарядов и аксессуаров под разные стили, что, в свою очередь, открыло для игрока возможность разнообразить гардероб главного героя под собственные вкусы и предпочтения.
Добавьте еще парикмахерские, салоны татуировки и в итоге получите самую большую и одновременно гибкую систему настройки визуального стиля протагониста. Следующим кардинальным новшеством серии стала возможность главного героя плавать и нырять. Наконец Карл Джонсон, пройдя соответствующие курсы, стараниями разработчиков больше не шел ко дну при попадании в воду, благодаря чему уже не нужно было перезагружать сейв, попав нечаянно в реку или какой-нибудь другой водоем.
Еще одной новацией данной части серии стало появление подружек у главного героя. Путешествуя по штату Сан-Андреас, CJ между познакомиться с шестью девушками: Denise Robinson,
- Helena Wankstein;
- Michelle Cannes;
- Katie Zhan;
- Barbara Schternvart;
- Millie Perkins.
Каждая из них предоставляла Карлу бонусы в виде бесплатного ремонта авто, возможности полностью сохранить все свое снаряжение при попадании в госпиталь или полицейский участок, кроме этого небольшими подарками был доступ к уникальным видам транспорта и костюмам.
Немного о недостатках
Конечно, были у данной части серии и несколько недостатков. Первой из них стала значительно уменьшенная дистанция прорисовки текстур моделей, как следствие того, что масштабы игровой вселенной увеличились в пять, если не шесть раз по сравнению с Grand Theft Auto: Vice City. Разработчикам пришлось чем-то жертвовать и если на наземном транспорте это еще не было так заметно, стоило сесть в самолет или вертолет, как данная проблема проявляла себя во всей красе. Вторым недостатком был обязательный захват территорий для открытия доступа к финальной миссии.
И хотя для этого нужно было захватить всего 35-40% Лос-Сантоса, более интересным или увлекательным это скучное и монотонное занятие не становилось, как когда-то говорил Deadpoolio The Amazing: «It’s so boooorrrrrrring!». Последним скромным недостатком стала проблема с отображением теней в PC версии игры, местами они просто отсутствовали.
Итоги
В общей сложности Grand Theft Auto: San Andreas стала прекрасным продолжением серии, в которой игроки пропадали на длинные десятки, если не сотни часов. Игра на 2004 год поражала своим масштабом и свободой действий.
Одни игроки просто проходили сто две сюжетные миссии и выполняли несколько дополнительных задач пожарных, полицейских, медиков и водителей поезда. Вторые участвовали в нелегальной уличной гонке, занимались поиском всех пятидесяти граффити, собирали коллекционные предметы и фотографировали все вокруг. Третий просаживал свое состояние в казино и просто развлекался в ночных клубах. Кто-то просто устраивал настоящий хаос в штате, угнав танк с военной базы или использовав соответствующий чит-код для его получения.
Совершенно неудивительно, что данная часть серии быстро стала настоящим хитом рядом с такими известными проектами того года, как Half-Life 2, Metal Gear Solid 3: Snake Eater, Doom 3, Halo 2, Far Cry. Она не только понравилась игрокам, но еще единогласно получила самые высокие оценки от профильных игровых СМИ вместе с огромным количеством престижных наград. Лишь на одной консоли PlayStation 2 новая Grand Theft Auto разошлась общим тиражом в более чем двадцать миллионов копий, что к тому времени это был просто феноменальный результат.
Возможно бы у разработчиков в дальнейшем все было хорошо, если бы они не попали в самый большой на тот момент скандал за всю историю игровой индустрии. Дело в том, что уже через несколько дней с момента релиза PC версии пара групп энтузиастов порылась в коде игры, найдя там неиспользованные модели, звуки и анимации девушек Карла. Им довольно быстро удалось сложить все элементы в одно целое и тогда по просторам Интернета начал гулять знаменитый «Hot Coffee Mod», который вызвал эффект взрыва ядерной боеголовки.
Игра мгновенно исчезла с полок большинства магазинов цифровой дистрибуции, рейтинговая комиссия Entertainment Software Rating Board (ESRB) начала официальное расследование по спрятанной в Grand Theft Auto: San Andreas мини-игре, изменив ее возрастной рейтинг с «Mature 17+» на «Adults Only 21 +», а сенаторы Соединенных Штатов Америки: Hillary Clinton, Joe Liberman и Evan Bayh ввели на законодательном уровне Family Entertainment Protection Act. Сама же студия под давлением общества и политиков быстро выпустила патч 1.01, вырезав весь клубничный контент, но ситуацию, в которой оказалась новинка Rockstar Games, было уже не исправить.
На студию Rockstar North посыпались сотни судебных тяжб, сопровождавшихся постоянным вниманием со стороны СМИ. Результатом долгих судебных дел, завершившихся только в сентябре 2009 года, стала уплата корпорацией Take-Two Interactive колоссального штрафа в размере двадцати миллионов ста пятнадцати тысяч долларов.
Покупать эту игру или нет, как всегда решать вам, а мы желаем всем читателям удачи и до встречи в следующем выпуске!
Михаил Корсун (pro-games.com.ua)